Ростов–на–Дону – один из крупнейших морских портов России. Вопреки большой загруженности, этот шумный, никогда не перестающий работать стальной мегаполис все же смог сохранить в себе приятное ощущение туристического морского городка. И вот наконец-то наша небольшая и отважная команда парусно-моторного катамарана Alien добралась до Ростова-папы, тем самым закончив речную часть своего путешествия, пройдя в общей сложности около 3 тысяч км по Волге из Дубны до Ростова.
Чтобы продолжить путь вниз по Дону, нам предстояло пройти под знаменитым Ростовским разводным железнодорожным мостом, который за 75 секунд поднимает вес в 729 тонн на высоту 38,8 метров! Потрясающее зрелище! Затаив дыхание, мы прошли под мостом, и направились в сторону Азовского моря. Экипаж Alien остановился на ночь у города Азов, команда легла спать пораньше, чтобы подготовиться к долгожданному переходу через открытое море к Должанской косе, потому что следующий день обещал быть волнительным.
К счастью, ветер был попутный, и мы за 12 часов пересекли Таганрогский залив, и, обогнув Должанскую косу, выдающуюся в море почти на 20 км, встали на якорь у берега. На Должанской косе наш экипаж остановился на день, все отдыхали, катались на кайтсерфинге, виндсерфинге и просто наслаждались видами Азовского моря. Оставался еще один большой переход до Керчи. Команда поднялась с утра пораньше и при попутном ветре отправилась покорять Азовское море, разрезая его как яблоко пополам. Ветер был не сильный, погода хорошая, настроение завоевательское — в общем, экипаж Alien успешно преодолел путь и встал на якорь в Керченском проливе напротив Порта-Кавказ. На следующий день нас ждал проход под знаменитым Керченским Мостом. Все мы давно были наслышаны о нем, но теперь нам не терпелось его увидеть своими глазами. 19 километров в длину и 35 метров в высоту (высота свода над водой) – самый длинный мост в Европе и, наверное, самый крупный инфраструктурный проект в России за последнее время. Из судов образовалась очередь, и с разрешением диспетчера все потихоньку начали проходить под мостом. Команда сделала множество фотографий на фоне моста, и, конечно же, ощутила мощь данного сооружения. Это было здорово!
Дальше экипаж Alien остановился на Арчинцевской косе, что под Керчью. Мы отдохнули, закупились продуктами, поужинали со старыми друзьями и легли спать. В общем, успешно подготовились к следующему этапу нашего путешествия — чарующему и невозможно красивому южному берегу Крыма. Если путешествовать по полуострову на машине, то он может показаться скучным и однообразным, что совершенно не скажешь о путешествиях по воде. Наша команда даже не могла предположить, что Крым скрывает в себе такие пейзажи. Южный берег — это живописная природа с горным рельефом, уютные и симпатичные города с выходом к воде, и, конечно же, чистейшее лазурное море.
Экипаж Alien постепенно начал переходить от одного города к другому, делая остановки в каждом порту.
Под Феодосией, недалеко от мыса Киик-Атлама, нас поразил старый военный порт, где раньше испытывали торпедные аппараты. Это придавало месту ощущение какой-то таинственной архаичности.
Новый Свет — оказался довольно простым туристическим городком, но при этом все равно обладал своей особенной атмосферой. Мы зашвартовались за муринг (местные их называют мертвяками) и на тузике высадились на берег, чтобы сходить в ресторан, выпить крымского вина и насладиться приятным и тёплым вечером с видом на Чёрное море.
Нельзя не отметить, что в Крыму очень яркое звёздное небо, которым мы каждый день любовались с крыши нашего катамарана. Мы не спеша двигались по направлению к Ялте, а мимо проплывали небольшие городки: Морское, Рыбачье, Семидворье, Алушта и Гурзуф.
За время нашего перехода мы несколько раз неожиданно встречались с морскими покровителями — дельфинами, которые с удовольствием подплывали к поплавкам катамарана и игриво хвастались нам своей безупречностью. Дети и взрослые были в восторге!
Вот экипаж Alien потихоньку подобрался к Ялте. Нам не удалось встать в городском Ялтинском порту, потому что, как оказалось, бронировать швартовку нужно было за 24 часа, но это не помешало встать на якорь прямо у берега Ялты. Настроение было отличным, день солнечный, и наша команда решила съездить на экскурсию в Ливадийский дворец, где проводила летние каникулы семья Николая II. Экскурсия очень понравилась, так что при возможности стоит туда заглянуть.
Балаклава — таинственный, спрятанный за скалами, игрушечный город. Местные убеждены, что одна из бухт, описанных Гомером в эпопее “Илиада”, ну совершенно точно про Балаклаву. В советское время в Балаклаве военная база подводных лодок была оборудована прямо в скале, а сейчас это уютная марина для морских путешественников. Балаклава приятно удивила каждого из нас.
После Балаклавы, не торопясь пройдя мимо Фиолента с его замечательным мужским монастырем, от которого к морю ведет крутая лестница с тысячью ступенек, экипаж добрался до Казачьей бухты города-героя Севастополь. Там мы высадили своих гостей, помыли лодку и дозаправились продуктами и топливом, после чего взяли курс на самую западную часть Крыма, к Оленевке. Ветер дул сильный, около 25-30 узлов, волнение было 4 балла, но это не спугнуло нас, и мы на всех парусах отважно пересекли Евпаторский залив, побив тем самым собственный рекорд скорости под парусами, достигнув 14 узлов.
Впереди — мыс Тарханкут, его невозможно не заметить. Больше 7 лет назад напротив мыса на рифы сел сухогруз, который остаётся там до сих пор.
Наш катамаран обогнул мыс и, спустя несколько часов, наконец-то прибыл к последнему пункту назначения — село Межводное. Там в Мекке кайтеров мы и проведём следующие три недели, наслаждаясь кайтсерфингом, приятной компанией и потрясающими закатами!
В заключение стоит отметить, что все наши опасения насчет строгости пограничного режима, который стал к нам применяться, начиная с Ростова-на-Дону, полностью не оправдались: мы очень культурно, исключительно по рации, общались с пограничниками, прошли в общей сложности 4 таможенных управления, и нам скорее льстило их внимание к нашему экипажу и беспокойство за нашу безопасность, чем вызывало ощущение назойливости или же стеснения. Единственный момент, который следует учитывать при плавании в пограничной зоне без AIS как у нас (автоматической системы идентификации судна), это необходимость планировать свои переходы с завершением их в светлое время — это единственное существенное требование нашей доблестной пограничной службы к судам без AIS. Если вы его не нарушаете и засветло докладываете о постановке на якорь, сообщая свои координаты, у вас не возникнет никаких проблем!